Искусство обрамления в 19-ом веке
XIX век - время серьезных изменений в истории развития багетного обрамления. Это эпоха, когда традиционное багетное ремесло сменяется фабричным произ¬водством рам. Вплоть до XIX века основным способом создания рамы была резьба по дереву и дальнейшее покрытие поверх-ности краской, лаком или золотом. Встречались технологии с использованием металла и папье-маше. Мастерство резчиков и позолотчиков доходило до такого уровня, что созданные рамы выглядели, словно отлитые из чистого золота.
С началом XIX века наступил рост интереса к живописи, а вместе с тем и к рамам. Заказов у багетных мастеров становилось всё больше, и производительность труда нужно было увеличивать. Всё больше появлялась необходимость создания фабричного производства багета с контролируемым уровнем качества конечного продукта. В 1848 году в Америке компаниями «Rogers & Со» и «Fly & Со» было запущено производство специальных станков для формовки дерева. На смену резьбе пришла гипсовая отливка. Подобные изменения многим не пришлись по вкусу. Багетчиков обвиняли в утрате мастерства, а их рамы грубо называли дешев¬ками. Но, несмотря на это, технология с использованием леп¬нины прочно укоренилась в багетном производстве. Профессиональные резчики теперь делали только основу, а создание декора легло на плечи формовщиков.
XIX век принес позитивные изменения. Отношение к раме стало более осмысленным - возвращались тенденции XIV века, когда картина и ее обрамление воспринимались как единое целое. В это время сами художники начинают активно интересоваться обрамлением. Популярна идея о том, что картина выглядит гармонично лишь в том случае, если художник сам придумывает обрамление к ней. Наиболее отчетливо этот интерес прослеживается в творчестве художников прерафаэлитов - Эдварда Берн-Джонса и Лоренса Альма Тадема.
Хотя начало этому положили портретисты и пейзажисты середины XIX века, в историю вошла рама Лоуренса, отличавшаяся широкими галтелями (планками, прикрывающими стыки профилей) и орнаментиро¬ванная листочками. Особенности рам Коллинса (Collinse) заключаются в широких плоских углах и бегущим по всей поверхности растительным орнаментом. Еще один пример такой «именной» рамы - это рама Уоттса (Watts), британского художника XIX века, перенесшего итальянские традиции обрамления на британскую почву. Ключевой особенностью этой рамы является способ нанесения позолоты - прямо по дереву, без использования гипсового слоя. Таким образом, структура дуба проступает сквозь позолоту. Хотя, идея золочения прямо по деревянной поверхности, незадолго до этого пришла в голову другому британскому художнику Россетти (Rossetti).
В историю обрамления вошла и так называема рама Уистлера - простая золотая рама с параллельными линиями, имитирующими тростник. Золочение рам Уистлера также происходило прямо по деревянной поверхности, а не по гипсовому слою. С течением времени рама Уистлера не сильно менялась - художник экспериментировал с количеством каннелюров, с их расположением, но никаких кардинальных изменений в дизайн рамы не вносил. Искусство обрамления XIX века - это искусство эклектики. В это время были особенно популярны строгие неоклассические рамы, созданные под вдохновением Помпей и Геркуланума. Другой пример исторического заимствования - знаменитые табернакли Стэнфорда Уайта , большого поклонника итальянского ренессанса. Табернакль - это скульптурная ниша для алтарной картины. Пользовались заслуженным интересом и голландские рамы XVII века. Знаменитые багетчики братья Фостеры часто копировали «перекрещенный» угол голландских рам.
Еще одна особенность искусства обрамления XIX века - смешение стилей разных стран. Так, например, до XIX века проникновение французского стиля в Англию, и наоборот, было практически невозможным - страны долгое время находились в состоянии войны. Но в 1820-х годах наметилось сближение этих государств - не только политическое, но и культурное. Французское влияние в британских рамах прослеживается в использовании листовых орнаментов в углах рам. В рамах XIX века можно встретить цветочные орнаменты, позаимствованные из эпохи Людовика XIV. Кроме того, становятся популярными абстрактные мавританские мотивы - рамы, орнаментированные таким образом, носят название «Альгамбра», в честь знаменитого дворца в Гранаде. Такие рамы пользовались большим успехом и были популярны вплоть до начала XX века. Кульминацией смешения национальных стилей стала Лондонская выставка 1851 года в Стеклянном дворце, послужившая площадкой для обмена тенденциями в области обрамления. По-этому различий в европейских рамах того периода не так много, более того, европейские и американские рамы были схожи.
Конец XIX века стал для багетного дела не лучшим временем. Новая живопись, во многом минималистская, не требовала больших изысков в обрамлении. Технологии упрощались, и подчас рамы вместо сусального золота покрывались золотой краской. Импрессионисты и вовсе отказались от золотого цвета, заменив его белым и пастельным. Кроме того, появлялась мода на простые плоские рамы, поэтому багетчики постепенно отказыва¬лись от использования лепнины. И только зародившийся в конце XIX века модерн привнес некоторое оживление в искусство обрамления - тогда большой популярностью стали пользоваться полихромные рамы. К сожалению, по вине многих коллекционеров того времени до нас не дошли более ранние рамы XVIII века, так как владельцы, находясь под влиянием сиюминутной моды, избавлялись от роскошных рам, чтобы заменить их актуальными на тот момент. Зато рамы XIX века достаточно широко представлены в мировых музеях и частных собраниях.