Правила консервационного оформления графики

Правила консервационного оформления графикиОдним из самых частых заказов в багетной мастерской является оформление графики, будь то акварель, гравюра или пастель. Бумага – это очень сложный и требующий особого отношения материал для хранения и экспонирования, со своим рядом особенностей, которые нужно учитывать при обрамлении. Главное значение в долговечности любой оформленной графики играет качество бумаги. Именно поэтому художники-профессионалы всегда используют бескислотную антикоррозионную бумагу. Самой лучшей считается бумага, сделанная из 100% волокна хлопка или льна. Если рисунок выполнен на бумажной основе с присутствием целлюлозы или лигнина, то даже самое бережное обращение не сможет оградить рисунок от проблем.

В большинстве случаев для оформления графических работ используют паспарту, которое обеспечивает каркас и объем рисунку. Картон для паспарту должен иметь нейтральный рН, быть плотным и, по возможности, иметь несколько слоев, чтобы рисунок не соприкасался со стеклом. Минимальные требования к материалам для обрамления – это четырехслойный картон для паспарту и плотный задник от 2мм толщиной.

В идеале необходимо применять материалы музейного качества, которые обладают определенным набором свойств, позволяющих уменьшить вредное воздействие неблагоприятных условий внешней среды или неправильного обращения. Такие материалы не выделяют химических веществ, которые могут привести к пагубным химическим воздействиям на сам предмет оформления; стойки к химическому и механическому разрушению; не содержат лигнина, который приводит к пожелтению бумаги и придает ей хрупкость. Архивный картон для паспарту длинноволокнистый, что придает материалу высокую прочность.

Правила консервационного оформления графикиПри оформлении следует избегать применения липких лент для закрепления паспарту, которые со временем могут испортить паспарту. Дополнительно можно прокладывать угольную бумагу, которая минимизирует вредные атмосферные воздействия. При оформлении любой графики лучше использовать музейное антибликовое стекло, имеющее УФ-фильтр, который блокирует вредные для изображения лучи солнца и уменьшает блики на поверхности стекла. Плексиглас тоже использовать не рекомендуем, т.к. он очень прихотлив в повседневной эксплуатации и статичен, магнитом притягивая пыль.

Такие графические материалы, как пастель, уголь, сангина или сепия характеризуются слабым сцеплением красочного слоя с основой, поэтому при обрамлении не допускается даже мельчайшее сотрясение. При оформлении лучшее всего сделать несколько слов паспарту с объемом, чтобы в оставленное пространство ссыпались частички красочной пыли, что происходит неизбежно у рисунков, выполненных этими материалами.

Также хотелось бы выделить ряд рекомендаций на тему условий хранения и экспонирования графики:

- Не стоит вешать работы в местах, где они будут подвергаться воздействию прямых солнечных лучей. Даже при отсутствии яркого солнца естественный свет содержит высокую долю УФ излучения и является очень разрушающим по своему воздействию. Даже за короткое время ультрафиолетовое излучение может обесцветить пигмент и иссушить бумагу, а длительное воздействие сделает бумагу более хрупкой и придаст некрасивый желтоватый оттенок. Поверьте нашем опыту ежегодного обновления витринных работ.
- Рекомендуется вешать акварель в помещении, освещенном рассеянным светом. Лампы дневного света в большой концентрации вырабатывают УФ-лучи которые столь же губительны для картин, как и солнечный свет. Осветительный прибор должен быть удален как минимум на 2-3 м. Оптимальным считается использование точечных потолочных светильников. Максимальная освещенность не должна превышать150 люкс.
- Следует учитывать, что одна и та же степень повреждения объекта может быть результатом как кратковременного сильного облучения, так и слабого, но длительного: 100 лк х 5 часов = 500 лк/ч, 50 лк х 10 часов = 500 лк/ч. Повреждения, вызванные светом, практически необратимы. Особенно опасно воздействие УФ лучей для акварелей, т.к. краска содержит чрезвычайно мелкие частички пигмента, которые лежат на поверхности бумаги и обесцвечиваются очень быстро. Происходит и фоторазрушение основы – пожелтение, уменьшение механической прочности, повышение хрупкости: буквально через 3 месяца бумажная основа теряет до 60% прочности. Стекло задерживает разрушающее воздействие света, но не устраняет его совсем. Даже косые лучи солнца “прожигают” бумагу. Оптимальными условиями хранения акварелей является температура воздуха не более 20ºС при относительной влажности 50-65%.
- Изменения температуры и влажности губительно сказываются на бумаге. При длительном переувлажнении происходят химические изменения в структуре волокон бумаги. При снижении влажности бумага пересыхает, приобретает хрупкость и ломкость. Поэтому даже при невозможности поддержания оптимальных условии, наиболее важным считается отсутствие резких изменений этих условий.
- Крайне не рекомендуем Вам вешать оформленную графику над нагревательными приборами, либо рядом с входной дверью.

Паспарту с надписями и автографами